Возможные проблемы пациента:
· Нарушение питания из-за диспепсических явлений
· Дискомфорт, связанный с зудом в области перианальных складок
· Нарушение физиологических отправлений
· Дискомфорт, связанный с аллергическими реакциями (кожная сыпь, зуд, отечность тканей и т.д.)
· Недостаточные гигиенические навыки
· Риск развития осложнений
Возможные проблемы родителей:
· Дефицит знаний о заболевании, прогнозе и профилактических мероприятиях
· Неадекватная оценка состояния ребенка
· Недоверие к проводимому лечению
· Риск заражения всех членов семьи
· Низкая санитарно-гигиеническая культура
1. Своевременно информировать родителей и ребенка о возможных причинах возникновения заболевания, клинических проявлениях, помочь осознать необходимость соблюдения санитарно-гигиенических мероприятий для предупреждения заболевания и самозаражения (при энтеробиозе).
2. Вовлекать ребенка и родителей в планирование и реализацию ухода. Убедить пациента и членов его семьи систематически проводить санитарно-гигиенические мероприятия:
· Научить детей регулярно и правильно мыть руки с мылом
· Чаще проводить смену нательного и постельного белья, при этом стараться его не трясти, а аккуратно складывать и хранить до стирки в специальном закрытом контейнере (при энтеробиозе)
· Тщательно мыть овощи и фрукты перед едой, пить только кипяченую воду
· Следить за чистотой нательного и постельного белья, предметов домашнего обихода, игрушек
3. При проведении дегельминтизации рекомендовать ребенку легко усвояемую полужидкую пищу с ограничением жиров, но при этом увеличить количество животного и растительного белка. Увеличить объем вводимой жидкости в виде слабощелочной дегазированной минеральной воды, отвара шиповника. Увеличить в пищевом рационе содержание витаминов и минеральных солей за счет соков, свежих фруктов и овощей. Всю пищу подавать в теплом виде.
4. Обеспечить ребенка полноценным питанием, при нарушении аппетита предлагать любимые блюда, уделять внимание эстетической сервировке стола.
5. Контролировать прием антигельминтных препаратов, оценивать эффективность проводимой терапии, своевременно сообщать врачу о побочных эффектах.
6. Своевременно обследовать всех контактных членов семьи на гельминтоз.
7. Рекомендовать тщательное мытьё игрушек, предметов ухода, детской мебели мыльно-содовым раствором, проводить ежедневно влажную уборку помещений, регулярно чистить пылесосом мягкую мебель, мягкие игрушки и ковровые покрытия.
8. Обучить родителей подготовке ребенка к обследованию на энтеробиоз и технике сбора кала для исследования на яйца гельминтов, правилам доставки материала в лабораторию.
Контрольные вопросы:
1. Дайте определение хронического гельминтоза.
2. Какие факторы способствуют распространению гельминтозов?
3. Какие классы гельминтов выделяют?
4. Какие гельминтозы чаще встречаются у детей?
5. Каковы свойства аскариды?
6. Каковы свойства острицы?
7. Каков механизм заражения аскаридозом и энтеробиозом?
8. Какие периоды выделяют в процессе паразитирования аскариды в организме человека?
9. Каковы основные клинические проявления аскаридоза?
10. Какие основные принципы лечения аскаридоза?
11. Каковы основные клинические проявления энтеробиоза?
12. Какие основные принципы лечения энтеробиоза?
13. Какие обследования проводятся для диагностики аскаридоза и энтеробиоза?
14. Какие мероприятия необходимо проводить для профилактики аскаридоза и энтеробиоза?
15. Какие противогельминтные препараты можно использовать для лечения аскаридоза и энтеробиоза?
Источники информации:
· Учебник Святкиной К.А., стр.125-127, 130-132, 134.
· Учебник Ежовой Н.В., стр. 279-282, 290-294.
· Учебное пособие Севостьяновой Н.Г., стр. 486-491, 504-512(1-й том), 224-235(2-й том).
· Учебное пособие Тульчинской В.Д., стр. 130-142.
Опорный конспект лекции по теме:
Профилактика аскаридоза и энтеробиоза.
Клиническая картина.
Изменения со стороны нервной системы:
Рассеянность или вялость ребенка
Изменения со стороны желудочно-кишечного тракта:
Зуд в перианальной области,
Гиперемия и расчесы кожи промежности и перианальной области
Осложнения:
Вульвовагинит у девочек
Ночное недержание мочи
Методы диагностики:
Соскоб с перианальных складок
Основные принципы лечения:
Ввиду того, что упорность энтеробиоза зависит от повторного самозаражения, лечение может дать хороший эффект только при следующих условиях:
Проведение непрерывного курса лечения.
Одновременное лечение всех членов семьи.
Систематическое проведение санитарно-гигиенических мероприятий в окружении больного энтеробиозом.
Антигельминтные средства: пирантел, вермокс.
Контроль эффективности через 2 недели.
Ребенка на ночь подмывать теплой водой с мылом, область анального отверстия смазать детским кремом или вазелином и надеть чистые, плотно облегающие трусики.
Утром ребенка снова подмыть, трусики поменять.
Использованные трусики прокипятить и прогладить утюгом по изнаночной стороне.
При выявлении энтеробиоза необходимо обследовать и лечить всех контактных.
Соблюдать правила личной гигиены, мыть руки перед едой и после посещения туалета.
Обследовать всех детей, вновь поступающих в детские учреждения или после летних отпусков.
Ежедневно проводить влажную уборку помещений.
Прививать гигиеническую культуру детям с раннего возраста.
Постоянно проводить санитарно-просветительную работу среди родителей и детей.
Возможные проблемы пациента:
Нарушение питания из-за диспепсических явлений
Дискомфорт, связанный с зудом в области перианальных складок
Нарушение физиологических отправлений
Дискомфорт, связанный с аллергическими реакциями (кожная сыпь, зуд, отечность тканей и т.д.)
Недостаточные гигиенические навыки
Риск развития осложнений
Возможные проблемы родителей:
Дефицит знаний о заболевании, прогнозе и профилактических мероприятиях
Неадекватная оценка состояния ребенка
Недоверие к проводимому лечению
Риск заражения всех членов семьи
Низкая санитарно-гигиеническая культура
Своевременно информировать родителей и ребенка о возможных причинах возникновения заболевания, клинических проявлениях, помочь осознать необходимость соблюдения санитарно-гигиенических мероприятий для предупреждения заболевания и самозаражения (при энтеробиозе).
Вовлекать ребенка и родителей в планирование и реализацию ухода. Убедить пациента и членов его семьи систематически проводить санитарно-гигиенические мероприятия:
Научить детей регулярно и правильно мыть руки с мылом
Чаще проводить смену нательного и постельного белья, при этом стараться его не трясти, а аккуратно складывать и хранить до стирки в специальном закрытом контейнере (при энтеробиозе)
Тщательно мыть овощи и фрукты перед едой, пить только кипяченую воду
Следить за чистотой нательного и постельного белья, предметов домашнего обихода, игрушек
При проведении дегельминтизации рекомендовать ребенку легко усвояемую полужидкую пищу с ограничением жиров, но при этом увеличить количество животного и растительного белка. Увеличить объем вводимой жидкости в виде слабощелочной дегазированной минеральной воды, отвара шиповника. Увеличить в пищевом рационе содержание витаминов и минеральных солей за счет соков, свежих фруктов и овощей. Всю пищу подавать в теплом виде.
Обеспечить ребенка полноценным питанием, при нарушении аппетита предлагать любимые блюда, уделять внимание эстетической сервировке стола.
Контролировать прием антигельминтных препаратов, оценивать эффективность проводимой терапии, своевременно сообщать врачу о побочных эффектах.
Своевременно обследовать всех контактных членов семьи на гельминтоз.
Рекомендовать тщательное мытьё игрушек, предметов ухода, детской мебели мыльно-содовым раствором, проводить ежедневно влажную уборку помещений, регулярно чистить пылесосом мягкую мебель, мягкие игрушки и ковровые покрытия.
Обучить родителей подготовке ребенка к обследованию на энтеробиоз и технике сбора кала для исследования на яйца гельминтов, правилам доставки материала в лабораторию.
Контрольные вопросы
1. Какие факторы способствуют распространению гельминтозов?
2. Какие классы гельминтов выделяют?
3. Каков механизм заражения аскаридозом и энтеробиозом?
4. Какие периоды выделяют в процессе паразитирования аскариды в организме человека?
5. Каковы основные клинические проявления аскаридоза и энтеробиоза?
6. Какие основные принципы лечения аскаридоза?
7. Какие основные принципы лечения энтеробиоза?
8. Какие обследования проводятся для диагностики аскаридоза и энтеробиоза?
9. Какие мероприятия необходимо проводить для профилактики аскаридоза и энтеробиоза?
10. Какие противогельминтные препараты можно использовать для лечения аскаридоза и энтеробиоза?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Профилактика аскаридоза и энтеробиоза.
1. При выявлении энтеробиоза необходимо обследовать и лечить всех контактных.
2. Соблюдать правила личной гигиены, мыть руки перед едой и после посещения туалета.
3. Обследовать всех детей, вновь поступающих в детские учреждения или после летних отпусков.
4. Ежедневно проводить влажную уборку помещений.
5. Прививать гигиеническую культуру детям с раннего возраста.
6. Постоянно проводить санитарно-просветительную работу среди родителей и детей.
Возможные проблемы пациента:
– Нарушение питания из-за диспепсических явлений
– Дискомфорт, связанный с зудом в области перианальных складок
– Нарушение физиологических отправлений
– Дискомфорт, связанный с аллергическими реакциями (кожная сыпь, зуд, отечность тканей и т.д.)
– Недостаточные гигиенические навыки
– Риск развития осложнений
Возможные проблемы родителей:
– Дефицит знаний о заболевании, прогнозе и профилактических мероприятиях
– Неадекватная оценка состояния ребенка
– Недоверие к проводимому лечению
– Риск заражения всех членов семьи
– Низкая санитарно-гигиеническая культура
Сестринские вмешательства:
1. Своевременно информировать родителей и ребенка о возможных причинах возникновения заболевания, клинических проявлениях, помочь осознать необходимость соблюдения санитарно-гигиенических мероприятий для предупреждения заболевания и самозаражения (при энтеробиозе).
2. Вовлекать ребенка и родителей в планирование и реализацию ухода. Убедить пациента и членов его семьи систематически проводить санитарно-гигиенические мероприятия:
– Научить детей регулярно и правильно мыть руки с мылом
– Чаще проводить смену нательного и постельного белья, при этом стараться его не трясти, а аккуратно складывать и хранить до стирки в специальном закрытом контейнере (при энтеробиозе)
– Тщательно мыть овощи и фрукты перед едой, пить только кипяченую воду
– Следить за чистотой нательного и постельного белья, предметов домашнего обихода, игрушек
3. При проведении дегельминтизации рекомендовать ребенку легко усвояемую полужидкую пищу с ограничением жиров, но при этом увеличить количество животного и растительного белка. Увеличить объем вводимой жидкости в виде слабощелочной дегазированной минеральной воды, отвара шиповника. Увеличить в пищевом рационе содержание витаминов и минеральных солей за счет соков, свежих фруктов и овощей. Всю пищу подавать в теплом виде.
4. Обеспечить ребенка полноценным питанием, при нарушении аппетита предлагать любимые блюда, уделять внимание эстетической сервировке стола.
5. Контролировать прием антигельминтных препаратов, оценивать эффективность проводимой терапии, своевременно сообщать врачу о побочных эффектах.
6. Своевременно обследовать всех контактных членов семьи на гельминтоз.
7. Рекомендовать тщательное мытьё игрушек, предметов ухода, детской мебели мыльно-содовым раствором, проводить ежедневно влажную уборку помещений, регулярно чистить пылесосом мягкую мебель, мягкие игрушки и ковровые покрытия.
8. Обучить родителей подготовке ребенка к обследованию на энтеробиоз и технике сбора кала для исследования на яйца гельминтов, правилам доставки материала в лабораторию.
Контрольные вопросы:
1. Дайте определение хронического гельминтоза.
2. Какие факторы способствуют распространению гельминтозов?
3. Какие классы гельминтов выделяют?
4. Какие гельминтозы чаще встречаются у детей?
5. Каковы свойства аскариды?
6. Каковы свойства острицы?
7. Каков механизм заражения аскаридозом и энтеробиозом?
8. Какие периоды выделяют в процессе паразитирования аскариды в организме человека?
9. Каковы основные клинические проявления аскаридоза?
10. Какие основные принципы лечения аскаридоза?
11. Каковы основные клинические проявления энтеробиоза?
12. Какие основные принципы лечения энтеробиоза?
13. Какие обследования проводятся для диагностики аскаридоза и энтеробиоза?
14. Какие мероприятия необходимо проводить для профилактики аскаридоза и энтеробиоза?
15. Какие противогельминтные препараты можно использовать для лечения аскаридоза и энтеробиоза?
Источники информации:
– Учебник Святкиной К.А., стр.125-127, 130-132, 134.
– Учебник Ежовой Н.В., стр. 279-282, 290-294.
– Учебное пособие Севостьяновой Н.Г., стр. 486-491, 504-512(1-й том), 224-235(2-й том).
– Учебное пособие Тульчинской В.Д., стр. 130-142.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Сестринская деятельность – часть системы здравоохранения, включающая деятельность по укреплению здоровья населения, профилактику заболеваний, предоставление психосоциальной помощи и ухода лицам, имеющим физические и психические заболевания, а также нетрудоспособным людям всех групп.
Сестринский процесс – научный метод организации и оказания сестринской помощи, выполнения плана ухода за терапевтическими пациентами, исходя из определенной ситуации, в которой находятся пациент и медицинская сестра. План ухода составляется медсестрой по согласованию с пациентом для решения его проблем.
Цель сестринского процесса – поддержание и восстановление независимости пациента в удовлетворении основных потребностей организма в соответствии с разработанными американским психологом А. Маслоу и модернизированными В. Хендерсон ежедневными потребностями человека в его повседневной деятельности.
Сестринский процесс при гельминтозе
I этап: сестринское обследование (сбор информации)
При расспросе пациента медсестра выясняет, где пациент был, с кем контактировал, что ел, пил, соблюдает ли правильно гигиену. Спрашивает, есть ли боли в животе, рвота, понос, тошнота.
При осмотре медицинская сестра обращает внимание на высыпания на коже, отеки.
При объективном обследовании оцениваются температура (лихорадка)
II этап: определение проблем пациента
Выявляются нарушенные потребности и проблемы пациента.
Возможные нарушенные потребности:
· Нарушение питания из-за диспепсических явлений
· Дискомфорт, связанный с зудом в области перианальных складок
· Нарушение физиологических отправлений
· Дискомфорт, связанный с аллергическими реакциями (кожная сыпь, зуд, отечность тканей и т.д.)
· Недостаточные гигиенические навыки
· Риск развития осложнений
III этап: планирование сестринских вмешательств
Медицинская сестра совместно с пациентом и его родственниками формулирует цели и планирует сестринские вмешательства по приоритетной проблеме.
IV этап: реализация сестринских вмешательств
1. Своевременно информировать о возможных причинах возникновения заболевания, клинических проявлениях, помочь осознать необходимость соблюдения санитарно-гигиенических мероприятий для предупреждения заболевания и самозаражения (при энтеробиозе).
2. Вовлекать в планирование и реализацию ухода. Убедить пациента и членов его семьи систематически проводить санитарно-гигиенические мероприятия:
· Чаще проводить смену нательного и постельного белья, при этом стараться его не трясти, а аккуратно складывать и хранить до стирки в специальном закрытом контейнере (при энтеробиозе)
· Тщательно мыть овощи и фрукты перед едой, пить только кипяченую воду
· Следить за чистотой нательного и постельного белья, предметов домашнего обихода.
3. При проведении дегельминтизации рекомендовать легко усвояемую полужидкую пищу с ограничением жиров, но при этом увеличить количество животного и растительного белка. Увеличить объем вводимой жидкости в виде слабощелочной дегазированной минеральной воды, отвара шиповника. Увеличить в пищевом рационе содержание витаминов и минеральных солей за счет соков, свежих фруктов и овощей. Всю пищу подавать в теплом виде.
4. Обеспечить полноценным питанием, при нарушении аппетита предлагать любимые блюда, уделять внимание эстетической сервировке стола.
5. Контролировать прием антигельминтных препаратов, оценивать эффективность проводимой терапии, своевременно сообщать врачу о побочных эффектах.
6. Своевременно обследовать всех контактных членов семьи на гельминтоз.
7. Обучить подготовке к обследованию на энтеробиоз и технике сбора кала для исследования на яйца гельминтов, правилам доставки материала в лабораторию.
V этап: оценка эффективности сестринских вмешательств
Медсестра оценивает результат сестринских вмешательств, реакцию пациента на меры оказания помощи, ухода. Если поставленные цели не достигнуты, медсестра корректирует план сестринских вмешательств: возможно запланированы не все вмешательства, которые помогли бы достичь цели, либо неправильно определена приоритетная проблема.
Возможные проблемы пациента:
· Нарушение питания из-за диспепсических явлений
· Дискомфорт, связанный с зудом в области перианальных складок
· Нарушение физиологических отправлений
· Дискомфорт, связанный с аллергическими реакциями (кожная сыпь, зуд, отечность тканей и т.д.)
· Недостаточные гигиенические навыки
· Риск развития осложнений
Возможные проблемы родителей:
· Дефицит знаний о заболевании, прогнозе и профилактических мероприятиях
· Неадекватная оценка состояния ребенка
· Недоверие к проводимому лечению
· Риск заражения всех членов семьи
· Низкая санитарно-гигиеническая культура
1. Своевременно информировать родителей и ребенка о возможных причинах возникновения заболевания, клинических проявлениях, помочь осознать необходимость соблюдения санитарно-гигиенических мероприятий для предупреждения заболевания и самозаражения (при энтеробиозе).
2. Вовлекать ребенка и родителей в планирование и реализацию ухода. Убедить пациента и членов его семьи систематически проводить санитарно-гигиенические мероприятия:
· Научить детей регулярно и правильно мыть руки с мылом
· Чаще проводить смену нательного и постельного белья, при этом стараться его не трясти, а аккуратно складывать и хранить до стирки в специальном закрытом контейнере (при энтеробиозе)
· Тщательно мыть овощи и фрукты перед едой, пить только кипяченую воду
· Следить за чистотой нательного и постельного белья, предметов домашнего обихода, игрушек
3. При проведении дегельминтизации рекомендовать ребенку легко усвояемую полужидкую пищу с ограничением жиров, но при этом увеличить количество животного и растительного белка. Увеличить объем вводимой жидкости в виде слабощелочной дегазированной минеральной воды, отвара шиповника. Увеличить в пищевом рационе содержание витаминов и минеральных солей за счет соков, свежих фруктов и овощей. Всю пищу подавать в теплом виде.
4. Обеспечить ребенка полноценным питанием, при нарушении аппетита предлагать любимые блюда, уделять внимание эстетической сервировке стола.
5. Контролировать прием антигельминтных препаратов, оценивать эффективность проводимой терапии, своевременно сообщать врачу о побочных эффектах.
6. Своевременно обследовать всех контактных членов семьи на гельминтоз.
7. Рекомендовать тщательное мытьё игрушек, предметов ухода, детской мебели мыльно-содовым раствором, проводить ежедневно влажную уборку помещений, регулярно чистить пылесосом мягкую мебель, мягкие игрушки и ковровые покрытия.
8. Обучить родителей подготовке ребенка к обследованию на энтеробиоз и технике сбора кала для исследования на яйца гельминтов, правилам доставки материала в лабораторию.
Контрольные вопросы:
1. Дайте определение хронического гельминтоза.
2. Какие факторы способствуют распространению гельминтозов?
3. Какие классы гельминтов выделяют?
4. Какие гельминтозы чаще встречаются у детей?
5. Каковы свойства аскариды?
6. Каковы свойства острицы?
7. Каков механизм заражения аскаридозом и энтеробиозом?
8. Какие периоды выделяют в процессе паразитирования аскариды в организме человека?
9. Каковы основные клинические проявления аскаридоза?
10. Какие основные принципы лечения аскаридоза?
11. Каковы основные клинические проявления энтеробиоза?
12. Какие основные принципы лечения энтеробиоза?
13. Какие обследования проводятся для диагностики аскаридоза и энтеробиоза?
14. Какие мероприятия необходимо проводить для профилактики аскаридоза и энтеробиоза?
15. Какие противогельминтные препараты можно использовать для лечения аскаридоза и энтеробиоза?
Лекция № 11
План изложения материала:
2. Классификация анемий.
Цель занятия: Сформировать у студентов знания о болезнях крови и кроветворных органов у детей.
Содержание учебного материала:
Причины, факторы риска, нарушенные потребности, проблемы, ранние клинические признаки, осложнения железодефицитной анемии у детей. Геморрагические диатезы. Определение, классификация. Основные принципы лечения. Особенности ухода. Диспансерное наблюдение. Роль акушерки в организации антенатальной и постнатальной профилактики железодефицитных состояний.
Наиболее часто у детей мы сталкиваемся с анемией.
Анемия – патологическое состояние организма, при котором снижается количество гемоглобина (Нв) в единице объема крови.
Этиология:
1. недостаточное кровообразование
2. повышенное кроворазрушение
Классификация анемий:
1 Дефицитные (железодефицитные, витаминодефицитные (В12, В1, В21,РР, С), белководефицитные).
П. Гипо- и апластические – имеют в своей основе дефект кроветворения на уровне стволовых клеток (врожденные и приобретенные).
Ш. Гемолитические – характеризуются повышенным разрушением эритроцитов (врожденные и приобретенные).
1У. Постгеморрагические – возникают в результате острой или хронической кровопотери.
Железодефицитные анемии: встречаются очень часто, отмечается тенденция роста в последнее время. Заболевание характеризуется снижением уровня Нв, уменьшением средней концентрации его в каждом эритроците, низким содержанием железа в крови.
Железодефицитная анемия возникает:
1. При нарушении обмена железа.
2. При недостаточном поступлении железа в организм (железо поступает в организм с пищей в основном животного происхождения). Поэтому позднее введение мяса, овощей, фруктовых соков, одностороннее вскармливание или недостаточно сбалансированное, легко нарушает процессы кроветворения.
3. При нарушении усвоении железа. Усвоение и всасывание железа происходит в тонком кишечнике и зависит от качества пищи, секреции пищеварительных соков, функциональные состояния слизистой оболочки.
Всасывание железа уменьшается при инфекционных заболеваниях (особенно ЖКТ), рахите, гипотрофии, врожденных и приобретенных нарушениях обмена.
Астено-невротический синдром: У детей наблюдается повышенная возбудимость, раздражительность, эмоциональная неустойчивость, вялость, утомляемость, головная боль, головокружение, отставание физического и психомоторного развития, одышка, тахикардия, глухость тонов сердца, систолические шумы функционального характера, увеличение печени, селезенки. Организм таких детей ослаблен, поэтому характерны частые ОРВИ, формирование хронических очагов инфекции.
Лабораторные показатели: Норма: Нв – 115-130 г/л, Эр – 4,0 – 4,5 12 /л Сразу после родов Hb – 210 г/л и больше. Через 2 – 4 недели – 170 г/л 1- 2 месяца – 140 г/л 3-4 месяца – 130 г/л Анемия: Нв 12 /л Сывороточное железо в норме 10,6 – 21,4 мкм/л
Лечение и уход:
1. Устранение причин, вызвавших заболевание.
2. Организация правильного режима дня (длительное пребывание на свежем воздухе, массаж, гимнастика, солнечные ванны, старшим детям умеренные занятия спортом).
3. Рациональное сбалансированное питание. Диета зависит от степени тяжести заболевания. У детей 1 года жизни более раннее введение тертого яблока, овощного отвара, овощного пюре, яичного желтка, мясного суфле, пюре из печени, обязательно витамины, микроэлементы, белок (творог, сыр). Каша гречневая, геркулесовая, толокно. Старшим детям рекомендуются гранаты, минеральные воды, морковь, свекла, отварное мясо, бобовые, черная смородина. Ограничивают коровье молоко (фосфор и кальций образуют с железом комплексы), мучные продукты (уменьшают всасывание железа).
4. Лекарственные препараты принимают через рот в виде солей. Рекомендуют принимать препараты железа между кормлениями или за 1 час до еды, т.к. некоторые ингредиенты пищи могут образовывать с железом нерастворимые соединения. Запивают препараты овощными или фруктовыми соками. Курс обычно длительный, до достижения стабильного нормального уровня Нв, а затем 2-3 месяца профилактическая доза (1/2 лечебной) для накопления железа в депо и предупреждения рецидива заболевания.
Для улучшения усвоения и всасывания назначают ферменты.
Препараты железа: ферроплекс , тотема, мальтофер (таблетки, капли, сироп),
Для в/в и в/м введения используют феррум-лек, ферковен вместе с витаминами (С, В, фолиевая к-та)
Диспансерное наблюдение у педиатра в течение 6 месяцев (ежемесячный осмотр, анализ крови).
Профилактика анемий:
· предупреждение инфекционных заболеваний у беременных
· соблюдение диеты беременным и кормящим
Геморрагические диатезы: заболевания, протекающие с геморрагическим синдромом, на 2-ом месте после анемий.
Классификация:
1. Вазопатии – связаны с нарушением сосудистой проницаемости. Болезнь Шенлейн – Геноха (Геморрагический васкулит).
2.Тромбоцитопатии – обусловлены количественным или качественным нарушением тромбоцитов. Болезнь Верльгофа (Идиопатическая тромбоцитопеническая пурпура).
3.Коагулопатии – связаны с нарушением свертываемости крови (недостаток факторов свертывания крови). Гемофилия.
1.Геморрагический васкулит (Болезнь Шенлейн – Геноха)
Инфекционно – аллергическое заболевание, связано с поражением сосудистой стенки мелких кровеносных сосудов с образованием микротромбов. В основе – сенсибилизация организма.
Этиология:
1. Инфекция (стрептококк, вирус). Особенно при наличии хронических очагов.
2. Лекарственные препараты (вакцины, антибиотики).
3. Пищевые аллергены.
4. Наследственный фактор.
Аутоиммунные процессы развиваются через 2-3 недели после инфекций, поражается эндотелий мелких сосудов, сосудистая стенка получает антигенные свойства и изменяет структуру, в результате – некроз мелких сосудов (микротромбы), увеличивается проницаемость сосудистой стенки.
Лабораторные показатели: В анализе крови: повышенное СОЭ, повышенные лейкоциты (эозинофилы), количество тромбоцитов может быть немного ниже нормы, показатели свертывания крови не изменены. В анализе мочи: микрогематурия, протеинурия.
Лечение и уход:
Госпитализация в стационар на гематологическое отделение.
1.Режим постельный 2-3 недели.
2. Диета: ограничить белки, соль, острые, экстрактивные вещества, пища должна быть механически обработанная, полужидкая, исключить облигатные аллергены, обильное питье.
3. Курс антибиотиков (если есть инфекция или хронические очаги).
4. Десенсибилизирующие средства (тавегил, супрастин, кларитин, кларотадин).
5. Адсорбенты (активированный уголь, полифепан).
6. Средства, укрепляющие сосудистую стенку: аскорутин, хлористый кальций.
7. В тяжелых случаях – гормоны.
Диспансерное наблюдение у педиатра и гематолога в течение 5 лет:
n Регулярные осмотры ( не реже 1 раза в год), анализ мочи, крови, осмотр специалистов. Освобождение от прививок, занятие физкультурой – ЛФК.
n Санация хронических очагов инфекции.
2.Болезнь Верльгофа (Идиопатическая тромбоцитопеническая пурпура).
Характеризуется склонностью к кровоточивости, обусловлена недостаточным количеством тромбоцитов или их неполноценностью.
Способствующие факторы:
1. Перенесенные инфекции (ОРВИ, краснуха, и т.д.).
2. Профилактические прививки.
3. Психические, физические факторы.
В основе заболевания – дистрофия сосудов, увеличение проницаемости сосудов, т.к. отсутствует защитная функция тромбоцитов.
Клиника: Начинается заболевание в раннем и дошкольном возрасте с появлением кровоизлияний в кожу, слизистые оболочки и обильных кровотечений из носа, десен, возникающих спонтанно, часто по ночам, Т 0 тела нормальная, изменений со стороны внутренних органов нет.
Лабораторные показатели:
· Длительность кровотечения увеличивается до 30 минут.
Лечение и уход:
1. Избегать травм слизистых оболочек, психических и физических травм, создание щадящего режима.
2. Иммунодепрессанты (винкристин, циклофосфан).
3. В тяжелых случаях – гормоны курсом.
4. Спленэктомия (в 5 лет).
5. Переливание тромбоцитарной массы, плазмоферез.
6. Десенсибилизирующие средства.
7. Средства, укрепляющие сосудистую стенку: аскорутин, хлористый кальций.
Не назначают. препараты, влияющие на функцию тромбоцитов: индометоцин, бутадион, анальгин, аспирин, пенициллин.
9. Фитотерапия (тысячилистник, пастушья сумка, крапива, зверобой, шиповник).
10. Местно: гемостатическая губка, тромбин, аминокапроновая кислота, холод.
Диспансерное наблюдение гематолога и педиатра 5лет. Регулярное обследование. Физкультура в школе – ЛФК. Освобождение от прививок на острый период.
Гемофилия
Классическое наследственное заболевание, характеризуется периодически повторяющими, трудно останавливаемыми кровотечениями, обусловленное недостатком некоторых факторов свертывания крови.
Гемофилия А – недостаток 8 фактора
Гемофилия В – недостаток 9 фактора
Гемофилия С – недостаток 11 фактора
При гемофилии А и В наследование происходит по рецессивному признаку, сцеплено с полом, болеют мужчины, передача через носителя женщину (от деда — к внуку).
Гемофилия С – аутосомно-рецессивный тип наследования, болеют лица обоего пола. Возможны также спонтанные формы вследствие мутации генов. Ранний признак – кровотечение из перевязанной пуповины новорожденных.
Клиника: Заболевание проявляется в любом возрасте. Кровоизлияния под кожу у новорожденных. Чаще проявляется после года, когда ребенок начинает ходить. Характеризуется кровоизлияниями и кровоточивостью, длительными, обширными, имеющими тенденцию к распространению. Гематомы могут сдавливать периферические нервные стволы или крупные артерии, вызывая парезы, параличи, гангрены, сильные боли. Также могут быть продолжительные кровотечения из слизистой носа, десен полости рта, ЖКТ, почек. К длительным кровотечениям приводят медицинские манипуляции (банки, инъекции, катетеризации). Особенностью является отсроченный характер кровотечений, не сразу после травм или манипуляций, а через какое-то время, иногда через 6-12часов, может быть до 30 минут.
Типичный симптом: гемартрозы, очень болезненны, сопровождаются повышенной температурой тела. Чаще поражаются крупные суставы (тазобедренные, коленные, локтевые, голеностопные), часто приводят к анкилозу (потере функции сустава), инвалидности.
Лечение и уход: Гемофилия А – прямые переливания крови от родственников. Гемофилия В, С – переливание консервированной крови, плазмы, факторов свертывания. Антигемофильная плазма, антигемофильный глобулин (введение препаратов только в/в). Хотя болезнь на сегодняшний день в России считается неизлечимой, в Университетской клинике Гамбург-Эппендорф (УКЭ) (www.uke-russia.ru) в Германии используется метод, позволяющий полностью избавиться от гемофилии практически сразу в первые дни лечения. Этот метод – трансплантация доли печени от живого родственного донора. Местно: гемостатическая губка, тромбин, аминокапроновая кислота. Лечение гемартроза: эластичный бинт на 3-4 дня, пункция, холод, массаж, ЛФК, ФТЛ.
! Не назначать банки, аспирин, индометацин, парацетамол, перед удалением зубов
или манипуляциями подготовка.
Диспансерное наблюдение пожизненное. Освобождение от прививок и физкультуры. Исключить травматизм.
Острый лейкоз.
Злокачественное заболевание кроветворной ткани с первичной локализацией патологического процесса в костном мозге.
Пик заболеваемости в основном в возрасте 2-5 лет. Факторы способствующие заболеванию:
В основе заболевания лежит гиперпластический опухолевый процесс в кроветворной ткани с очагами в различных органах и тканях (селезенке, лимфоузлах, печени). В клетках крови и костного мозга появляются молодые незрелые клетки-бласты.
Классификация:
У детей наиболее часто встречается о.лимфобластный лейкоз.
Клиника:
Наблюдается интоксикация (слабость, вялость, снижение аппетита, головная боль, повышенная утомляемость, нарушение сна), боли в костях и суставах, кожные покровы бледные, землистые, характерно увеличение лимфоузлов, печени, селезенки, может быть кровотечение из десен, носа, ЖКТ, тахикардия, склонность к ОРВИ, пневмонии.
Лабораторные показатели:
· незрелые клетки (бласты) в белой крови
· лейкоциты (повышены или понижены)
· при пункции костного мозга (увеличение до 5% бластных клеток)
Лечение и уход:
1. Специализированный стационар, гематологическое отделение. Лечение на фоне общеукрепляющей и симптоматической терапии в боксах, соблюдение сан-эпид. режима.
2. Режим щадящий – лечебно-охранительный.
3. Диета: увеличение в 1,5 раза количества белков, минеральных веществ, богатая витаминами, солями К+.
4. Уничтожение лейкозных клеток: цитостатики, гормоны, иммунотерапия.
5. Переливание крови, плазмы, пересадка костного мозга.
6. Создание асептических условий.
7. Витамины, общеукрепляющие средства.
Создание ремиссии – переход в хроническую форму, поддерживающая терапия. Анализ крови 2 раза в месяц, пункция 1 раз в месяц. Исключить перемену климата, ограничить физические и психические нагрузки. Ограничить пребывание на солнце, освободить от прививок и физкультуры. Домашнее обучение. Профилактика ОРВИ.
Контрольные вопросы:
2. Дайте классификацию анемий.
3. Дайте понятие железодефицитной анемии, опишите этиологию.
4. Опишите основные проявления клинических синдромов ЖДА.
5. Какие методы диагностики ЖДА существуют?
7. Какие существуют методы профилактики анемий?
8. Что такое геморрагические диатезы? Понятие. Классификация.
9. Дайте определение геморрагического васкулита, опишите этиологию.
11. Дайте определение Болезни Верльгофа. Опишите этиологию.
13. Дайте определение Гемофилии. Какие виды гемофилий Вы знаете?
15. Дайте определение острого лейкоза. Опишите этиологию.
Читайте также: